analiz-prichinВременной анализ

Первое, что подлежит изучению в кризисной ситуации — это ее причины.

И начинать поиск “корня бед” на фирме необходимо с изучения динамики изменения основных и наиболее значимых показателей деятельности по периодам. Именно такой анализ позволит установить тот момент, когда впервые возникли или начали себя проявлять отрицательные факторы. После того как “переломный” момент в безоблачной финансовой жизни организации обнаружен, следует выяснить, что же такого необычного произошло в этот период времени.

Структурный анализ

Общий финансовый результат фирмы представляет собой некоторую сумму результатов от различных видов деятельности, финансовых показателей, различных подразделений, товарных групп, этапов и так далее. И для того чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться в том, какие именно люди и структурные элементы, формирующие финансовые результаты организации, оказались под негативным воздействием.

Классификация факторов

Кризисное состояние на предприятии может возникнуть по следующим причинам:

  • человеческий фактор;
  • изменение рыночных условий;
  • конкурентная среда;
  • деятельность проверяющих или контролирующих органов;
  • введение новых законов или нормативных актов;
  • изменения политической ситуации;
  • перераспределение власти и собственности;
  • непредвиденные обстоятельства и т. д.

Следует отметить, что каковы бы ни были конкретные “видимые” причины ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризисного положения остаются действия или бездеятельность высшего руководства или менеджмента фирмы. Другими словами, изначальная причина потери финансов всегда субъективна. Поэтому анализ причин кризисного состояния, по сути, представляет собой поиск таких ошибок.

strukturnaya-gruppa

Кому поручить

Для установления причин, приведших организацию к кризисному состоянию, необходимо создать аналитическую группу, участники которой должны быть подчинены только непосредственно собственникам организации.

Создание такой аналитической группы наиболее целесообразно проводить с привлечением независимых аудиторов, бизнес-консультантов и других “профильных” специалистов. При этом специалисты и высшие должностные лица фирмы, чья деятельность и будет проверяться, должны полностью содействовать работе привлеченных экспертов, предоставляя им всю необходимую информацию и обеспечивая максимально благоприятные условия для работы. Именно поэтому такая аналитическая группа должна иметь особый статус и достаточно широкие полномочия, закрепленные за нею приказом руководителя или решением учредителей.

Специфика управления организацией в условиях кризиса состоит в необходимости использования методов и подходов в управлении, которые значительно отличаются от руководства в нормальных условиях. Антикризисное управление не должно сводиться только, например, к простому повышению эффективности труда, сокращению издержек, поиску новых рынков приложения капитала, расширению или сужению ассортиментных линий, повышению качества продукции и менеджмента, реструктуризации активов и пассивов организации, совершенствованию маркетинговой политики и т. д. Все эти задачи необходимо решать постоянно, независимо от того, в каком положении находится компания.

Антикризисное управление требует проведения необычных и нетрадиционных, а иногда даже и неприемлемых для нормального состояния мероприятий. Состав и набор таких средств конечно же зависит от тех конкретных причин и ошибок, которые привели к кризису на фирме. Однако основным отличием эффективных антикризисных мероприятий является повышенный риск проводимых операция, который не допустим при обычных условиях.