upravlenie-personalomДля всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных человеческих ресурсов ни одна компания не сможет достичь, своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления.

Раньше само понятие «управление персоналом» либо отсутствовало, либо о нем речь шла мимоходом, в контексте рассмотрения других проблем управления. В последние годы это направление все больше и больше набирает популярность, но многие методы отбора и обучения персонала совсем не рассчитаны на индивидуальные качества, а в большей мере обуславливают людей общими правилами и учат различным видам манипуляции, что в итоге тоже отрицательно сказывается на общей картине бизнеса, а далее – конфликтам и более тяжелыми формами взаимодействия и управления подчиненными. У нас есть своя разработанная система подбора, проверки и обучения людей, которая основана на индивидуальных качествах людей, которая очень сильно работает, быстро приносит положительные результаты, удовлетворение и самоотдачу сотрудников на местах. Единственный недостаток ее – это персональная работа, которая затратная по времени и финансам, поэтому мы ее рекомендуем для руководящих сотрудников.

Нередко можно встретить такие термины, как «управление трудовыми ресурсами», «рабочей силой», «людскими ресурсами» и др. И это не случайно. Эти понятия родились в период технократической концепции управления. Но новые реалии управления требуют новых, более четких понятий, адекватно отражающих индивидуальную роль человека в развитии и управлении бизнеса. Это не игра в термины, а отражение совершенно другого отношения к человеку, который может рассматриваться как рабочая сила и может рассматриваться как капитал. Если человек выступает как формальный, механический исполнитель своих обязанностей, приказов и указаний начальства, и достаточно большое число таких людей составляют определенную силу, но если человек обладает выраженной творческой индивидуальностью, предприимчивостью, новаторским складом характера — это не просто рабочая сила, это — ценный капитал. И относиться к нему надо как к ведущему фактору достижения всех управленческих целей.

Для повышения эффективности управления необходимо выяснить, какие категории работников относятся к управленческому персоналу. По этому вопросу у исследователей, работников кадровых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что к управленческому персоналу относятся все работники аппарата управления фирмой. Другие считают, что в основу решения вопроса об отнесении того или иного работника к персоналу управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержание выполняемых работником основных функций управленческого труда.

Руководствуясь этим критерием, к персоналу управления следует отнести работников, которые полностью или частично заняты управленческим трудом — руководители, их заместители, специалисты и технический персонал. Однако в аппарате управления компанией есть группы работников, которые непосредственно управленческим трудом не занимаются — персонал охраны, оздоровительных учреждений, водители служебных машин, работники учетно-расчетных служб и т. д.. Данная категория работников составляет обслуживающий персонал компании.

Не принижая роль других групп управленческого аппарата, следует подчеркнуть определяющее влияние на всю систему управления фирмой руководителя органа управления.

upravlencheskiy-apparat

В смысл понятия «руководитель» или «менеджер», можно включить следующие категории работников управления: во-первых, управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство компанией, всеми ее подсистемами в предкризисный, кризисный и послекризисный периоды; во-вторых, категорию руководителей отделов, служб, участков, цехов, в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; в-третьих, категорию заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве случаев обладает полномочиями руководителя и не только юридически, но и фактически им является.

Руководитель — центральная фигура системы управления. Он направляет деятельность всего коллектива на реализацию поставленных целей, несет персональную ответственность за своевременное принятие и осуществление стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития компании. Для этого руководитель добивается необходимой слаженности всего аппарата управления. Группа специалистов — второе по значению звено аппарата управления. К ней относится большая часть персонала управления: экономисты, технологи, юристы, социологи, психологи, референты, консультанты и т. п. Отличительной особенностью этой группы является то, что к ее деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда. На первое место в их работе выдвигается профессионально-аналитическая сторона. Такой существенный признак, как управленческая компетентность, применительно к труду специалиста имеет специфически-функциональное назначение.

Специалист не связан со всеми операциями, стадиями управленческого цикла. Он не объединяет и не направляет управленческий процесс в целом. Для специалистов не характерен признак лидерства. Но нельзя недооценивать управленческий потенциал этого звена персонала управления. Эффективность всей системы управления нередко определяется и обеспечивается активной, творческой деятельностью специалистов. Руководитель (менеджер), опирающийся на профессиональные знания специалистов, их опыт, как правило, добивается успеха в достижении поставленных целей с меньшими издержками материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

Третьим крупным отрядом управленческих кадров является технический персонал аппарата управления. К этой группе также приложимы некоторые существенные признаки управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов и при их контроле выполняет отдельные задания, относящиеся к управленческой деятельности. Кроме того, работники этой группы обеспечивают общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождают линейных руководителей, специалистов аппарата управления от рутинных, технических операций и дают им возможность сосредоточиться на решении наиболее сложных управленческих проблем. От технических работников зависят четкое прохождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов.

Разумеется, разделение персонала управления на эти группы нельзя абсолютизировать, поскольку функции трех перечисленных категорий аппарата управления неразрывно связаны и переплетаются. Скажем, линейный руководитель призван в ряде случаев быть и специалистом, в принципе знать специфические аспекты деятельности управляемой фирмы. Речь может идти здесь лишь о преимущественной направленности деятельности работников аппарата управления. Но такое разделение имеет существенное значение при проведении операций и процедур отбора, расстановки персонала в аппарате управления.

Проведенные социологические исследования показывают, что эффективность управления в государственных и предпринимательских структурах снижается. Об этом заявил 70% опрошенных. Среди причин снижения эффективности управления были названы: слабая профессиональная подготовка управленцев — 55% опрошенных, несовершенная система отбора и расстановки персонала управления — 45% опрошенных. Конечно, данные социологических опросов не следует абсолютизировать и распространять на все компании, но нельзя и игнорировать их. По всей вероятности, не все благополучно у нас в стране складывается с проблемой отбора, расстановки и подготовки кадров управления.

Поэтому еще раз напоминаем, что у каждого из нас есть природные качества и таланты, которые нам даны от рождения, а есть привитые определенные навыки. И какое бы самое лучшее обучение не прошел человек – при управлении или принятии решения лучше всего полагаться на внутреннее качества, чего большинство из нас не знает, и как показывает практика, такие люди – в серьезные и ответственные моменты начинают паниковать, а в лучшем случае принимать решение «как их учили», либо совсем пасовать и перебрасывать ответственность, что приводит к кризису любого размера, а в итоге становится совсем не важно, сколько дипломов и в какой стране, в каком костюме и как красиво говорит и улыбается этот человек, который находится не на своем месте…