antikrizisnyiy-menedzhmentАнтикризисный менеджмент – это крутой поворот, разворот или смена курса внутри и внешне на разных уровнях бизнеса и всего, что с этим связано. В деловой лексике это означает преодоление кризиса в компании, возвращение бизнеса к прибыльности, устойчивости и взлету. И этот процесс сам по себе — очень ответственный и опасный. Для начала сами представьте себя со стороны, что вы как бы берете проблемный бизнес – самого себя и в течение короткого времени выводите его в прибыль, что при этом нужно сделать, изменить, отследить, внедрить и использовать, но только по другому – старые методы работать не будут. Людей, которые занимаются такого рода «помощью» и «вытаскивают» почти обанкротившиеся компании, называют «company doctors», «trouble-shooter» с своей узкой специализацией, а в русском языке ничего кроме, как общее «антикризисный менеджмент» или «антикризисный консалтинг» — подобрать тяжело.

Прежде всего надо отметить, что любая ситуация, когда нужно вмешательство, характеризуется уменьшением прибыли в результате активности предприятия. И вот на этом этапе начинаются основные ошибки, которые почти все проходят по своему. Самый распространенный метод – сокращение затрат любой ценой и по всем фронтам сразу, что можно сделать в достаточно короткие сроки. Но это не совсем верно, надо подходить к преодолению кризиса в компании системно. Антикризисные действия по успешному преодолению кризиса в бизнесе должны предприниматься как на тактическом, так и на стратегическом уровне. Существует основные задачи, которые необходимо решить в процессе антикризисной программы:

взять под контроль и преодолеть существующий кризис — стабилизация кризиса;

  • выстроить новые отношения с коллективом и топ менеджерами;
  • решить главные проблемы бизнеса — стратегическое направление, организационные изменения, улучшение бизнес процессов;
  • обеспечить рефинансирование будущего развития бизнеса — финансовая реструктуризация.

 ЛЮБОЙ ПОДХОД К КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ В НЕСКОЛЬКО ФАЗ:

diagnostik-krizisa

  • фаза диагностики и анализа;
  • фаза выявления слабых мест и причин;
  • фаза решения неотложных задач;
  • фаза стратегических предложений и изменений;
  • фаза внедрения;
  • фаза отслеживания и корректировки;
  • фаза стабилизации;
  • фаза роста.

Какова диагностика кризисных тенденций в бизнесе? Как в случае с больным человеком, надо различать симптомы и причины. Головная боль и высокая температура — симптомы болезни, но не главная причина, и тот доктор, который будет лечить пациента от симптомов, может в результате получить мертвого пациента. Точно так же может произойти и с бизнесом. Большая разница состоит в том, что для выздоровления компании нужна благоприятная поддержка со стороны как учредителей, так и коллектива. Поэтому перед антикризисным менеджером всегда стоит задача, прежде всего, разобраться, кто на каком месте, сделать быстрые перестановки по необходимости и убедить окружающих в правильности предпринимаемых шагов, в том что эти действия принесут в будущем пользу как компании так и ее сотрудникам.

Кто может скорее увидеть симптомы «болезни» бизнеса: менеджеры или сторонний специалист? Казалось бы глупый вопрос: конечно же те, кто знает компанию изнутри — ее менеджеры. Парадокс заключается в том, что все наоборот. Человек со стороны увидит проблемы намного быстрее, глубже и там, где никто и не смотрел, потому что взгляд «замылился». Естественно, что менеджеры всегда противятся признанию своих собственных ошибок или ошибок компании, ведь это значило бы признание собственной некомпетентности и ошибок. Часто эту ситуацию можно сравнить со «сваренной лягушкой». Если лягушку бросить в горячую воду, она немедленно выскочит, потому что ощутит жар. Если же ее поместить в сосуд с холодной водой и постепенно ее нагревать, что она, не заметив перемены температуры, сварится заживо.

ПОЭТОМУ, НАЧИНАТЬ НЕОБХОДИМО С ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИМПТОМОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫЯВИТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ, ТАКИМИ, КАК:

  • Общее ознакомление с фирмой, сотрудниками, продукцией или услугами, рекламой, маркетингом, дизайном торгового помещения и много другого, в зависимости от профиля бизнеса.
  • Внедрение – выявление за короткий срок изнутри фирмы, находясь временно на любой или необходимой должности — внутренние проблемы и слабые звенья бизнеса.
  • Тайный клиент или покупатель – пройтись по цепочке продажи или оказания услуг с разных сторон и отследить основные ошибки.

ПАРАЛЛЕЛЬНО ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ ПОДХОД В РУКОВОДСТВЕ И НАЧАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, А ДЛЯ ЭТОГО:

  • Выяснить свой собственный природный потенциал и способ его применения.
  • Научится общаться и руководить сотрудниками в корректной форме, согласно их индивидуальности, основываясь на их потенциале и возможностях.
  • Проводить обучение персонала – в следствии прохождения различных тренингов, вводя персонал компании в различные ситуации — сделать выводы, выяснить потенциал и по возможности перенаправить, чем просто требовать в директивной форме выполнения от подчиненных конкретных задач.
  • Использовать проведение различных мозговых штурмов с возможностью проявления инициативы сотрудников.
  • Внедрения «игровой» системы работы в бизнес для более глубокого выявления потенциала каждого сотрудника и использования этого для быстрой перестановки кадров.
  • Экспериментирование.
  • Не бояться ошибок.