Любой кризис или неприятная ситуация, в которую попадают периодически все напоминает нам о тех проблемах, с которыми может столкнуться любая компания. Если продажи падают, грозит вынужденное сокращение, слияние или полное прекращение деятельности компании, как управлять людьми, которые беспокоятся за свое будущее? Сможете ли вы поддержать мотивацию и эффективность вашей команды? Да, сможете. Даже в сильный шторм есть способы сделать так, чтобы люди усердно работали, выполняли поставленные задачи и пережили бурю.

Может показаться, что в кризисной ситуации от менеджера требуется особый набор навыков и подходов к персоналу. Но погодите отбрасывать в сторону стандартные качества. Так вот, лучшие руководители не отказываются от традиционных надежных стратегий и активно используют их. Для начала необходимо достойно обращаться с сотрудниками, помочь им раскрыться и выявить потенциал каждого — вот это всегда удачная стратегия, независимо от обстоятельств.

TonKorabl-02

Сохранить энтузиазм, занять людей делом, на которое у них есть внутренний потенциал и поддержать в них желание работать, когда они понимают, что компания может закрыться — очень нелегко. Но нелегко — не значит невозможно. Вот основные принципы, которые нужно включить, оказавшись за штурвалом тонущего корабля.

Искать разные возможности переломить процесс

Порой ничего нельзя сделать. Уже назначен день, когда компания закроется. Или вашу скромную фирму поглотила большая компания. Но чаще проблеск надежды все же остается. Небольшая отсрочка, когда еще можно что-то исправить, если такой шанс у вас есть, нацеливайте команду на две задачи: во-первых, просите советов у тех сотрудников, которые имеют дело непосредственно с клиентами. Ваш авангард подскажет, что нужно изменить в работе компании. Во-вторых, экспериментируйте с бизнес-моделями. Спрашивайте у менеджеров — какие продукты и услуги мы могли бы предложить нашим клиентам и что необходимо изменить? Главное — увести компанию с того курса и мыслей, страха, всего того, что приводит к гибели.

Поставьте перед командой главную цель

Чтобы отдавать все силы работе, людям нужна цель. Найдите достойную цель, которая покажется сотрудникам важнее личной выгоды. Человеку в любой ситуации нужно верить в то, что его работа имеет смысл. И трудно верить, когда в качестве цели уже не фигурирует успех компании на рынке. Но всегда можно найти что-то важное для личного самоощущения людей: оставить о себе добрую память или доказать, что критика команды была несправедлива.

Найдите адекватные стимулы

Хорошую работу следует вознаграждать. Компания терпит крах, люди возможно скоро окажутся без работы. Почему они должны просидеть последний и, по сути, бессмысленный квартал, зависая в социальных сетях и ничего не производя? Лидер должен ответить каждому на вопрос «зачем что-то делать?». Нужно объяснить людям, для чего нужно лезть из кожи вон в это и без того невеселое время. Может быть, они приобретут навыки, которые пригодятся на новой работе? Или компания, с которой происходит слияние, оставит лучших у себя? Не поспособствует ли этот опыт профессиональному росту? Но если вы не сможете честно ответить на эти вопросы самому себе, то вам действительно не повезло.

Соблюдайте индивидуальный подход

Нельзя всех стимулировать одинаково. Даже перед закрытием фирмы люди хотят, чтобы в них видели личность. Ваше обращение и стимулы должны соответствовать потребностям разных членов команды. Постарайтесь уделить каждому особое внимание. Получив неприятное известие, приглашайте сотрудников к себе по одному для обсуждения надвигающегося кризиса. Подумайте, что наиболее важно для каждого из них в отдельности и поговорите именно об этом. Некоторые люди не выносят неопределенности: пойдите им навстречу и помогите устроиться на другое место.

Честность и верность себе — всегда

В подобных обстоятельствах необходимо быть честными. Всем, что вам стало известно, делитесь с сотрудниками — будьте предельно честны. Не нужно скрывать от людей истину и замалчивать происходящее. Нельзя не обсуждать печальные события. И говорить обо всем нужно предельно искренне. В острых ситуациях восприимчивость обостряется, люди сразу различают ложь и неискренность.

Не подавляйте эмоции

Из-за дурных новостей люди огорчаются, пугаются, сердятся. Не делайте вид, будто не замечаете этих переживаний — напротив, позвольте им их выплескивать. Не нужно отмахиваться от эмоций — так вы просто загоните себя в тупик, и будет еще хуже. Эмоции, особенно негативные нужно выпускать на волю. Скажите всем, что вы в любой момент готовы обсудить любые вопросы. Пусть сотрудники общаются также без вашего участия: без босса они смогут высказать то, о чем не решаются говорить при вас. Несчастье сближает людей, когда они обсуждают происходящее. Но не разыгрывайте из себя психолога. Если кому-то нужна помощь специалиста, порекомендуйте надежного консультанта по увольнениям и поиску работы.

Основные принципы

Что делать:

  • Указать сотрудникам осмысленную цель.
  • На все 100% делиться любой информацией.
  • Предоставить команде возможность обсуждать ситуацию и без вашего участия.

Чего не стоит делать:

  • Рассчитывать на усердие сотрудников, если вы не посулили им ничего, кроме выходного пособия. Ищите стимулы, такие как возможность профессионального роста.
  • Обращаться со всеми одинаково: каждый ваш сотрудник — личность с особыми желаниями и потребностями.
  • Притворяться, будто ничего плохого не случилось. Нужна искренность и свободное выражение чувств.