strategiya-antikrizisnogo-upravleniyaПоскольку внешняя и внутренняя составляющие компании динамичны, то различные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является постоянное состояние сигнализации о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.

Наиболее сложным в этом процессе является выявление цепочек различных явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.

Важно увязать антикризисное управление с человеческим фактором и этапами жизненного цикла конкурентного преимущества компании. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл организации — понятия разные.

Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть компании. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества организации и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.


 КРИЗИСНЫЕ ФАКТОРЫ

К возникновению кризиса приводят следующие основные факторы:

strategiya

ВНЕШНИЕ:

  • несбалансированная денежно-кредитная, бюджетно-налоговая политика;
  • неудовлетворительная структура доходов и затрат;
  • нестабильность функционирования базовых управленческих функций;
  • конкуренция, отставание в научно-техническом развитии.

ВНУТРЕННИЕ:

  •  ошибки в выборе вида или направления бизнеса;
  • подбор компаньонов;
  • некорректное распределение управленческих функций собственников;
  • отсутствие системы принятия решений и ответственности;
  • отсутствие многоуровневой системы контроля;
  • ошибки в выборе и подборе кадров;
  • отсутствие поступательного плана и общих целей;
  • ошибки в производственной, финансовой и маркетинговой стратегии;
  • нерациональное использование ресурсов;
  • непрофессиональный менеджмент;
  • низкий уровень организационной и корпоративной культуры;
  • отсутствие гибкости и быстрого реагирования;
  • деформация структуры в сторону приоритетного развития одной или нескольких отраслей.

Рассмотрим на каких основных принципах базируется система антикризисного управления:

Ранняя диагностика кризисных явлений в деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

Быстрое реагирование на кризисные явления. Ведь каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.

Реальная адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. А любая используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми издержками или потерями. При этом уровень этих издержек и потерь должен быть адекватен уровню угрозы — в противном случае не будет достигнут ожидаемый эффект или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы.

Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния, в которой предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние кадровые и финансовые возможности.

Теперь коснемся вопроса какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном управлении. Практически все сходятся во мнении, что финансовый менеджмент является основным элементом антикризисного управления. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять финансовыми потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Но это не совсем верно, потому что самая важная роль в выявлении кризиса начинается с человеческого фактора, а уже потом в менеджменте любого рода, где финансовые предпосылки кризиса не всегда играют главную роль.

Поэтому можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление — это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса, выявление слабых звеньев к мерам по его преодолению.

Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет структура подхода к выявлению проблем:

Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования компании, являются:

  1. Оперативная диагностика ситуаций и предприятия.
  2. Стратегический и конкурентный потенциал.
  3. Организационные и управленческие ресурсы.
  4. Финансовые ресурсы.
  5. Кадровые ресурсы.
  6. Технические ресурсы
  7. Пространственные ресурсы.

В качестве анализирующей внешнюю и внутреннюю среды компании, должны выступать эксперты — различные специалисты в области анализа конъюнктуры рынка, стратегического и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения организации.

Диагностика и анализ осуществляется на основе специфических для каждой компании параметров внешней и внутренней среды, перечисленных ниже:

  • перечень подвергаемых наблюдению общих параметров внешней и внутренней среды;
  • принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры;
  • принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса организации;
  • периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред компании;
  • методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние организации;
  • методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических явлений;
  • методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды компании и оценка результатов анализа;
  • принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.